Как изменения в дата-центрах влияют на сегмент ИБП
Дата-центры — основа современной цифровой экономики, поэтому изменения и тренды в этом сегменте оказывают влияние на разные направления в ИТ. Рассмотрим ситуацию на примере влияния ЦОДов на развитие источников бесперебойного питания.
Сегмент ЦОДов и серверных в РФ развивается крайне динамично. Причины прироста количества площадок очевидны — это требование экономики. Но происходят изменения внутри сегмента — быстро растет удельное энергопотребление на стойку. Российский рынок коммерческих дата-центров растет в два раза быстрее в показателях подведенной мощности, чем по числу доступных стойко-мест, как отмечали в прошлом году. Соответственно, меняются требования к инженерной инфраструктуре дата-центров.
Основной тренд в цифрах
Ситуация требует изменений в подходе к обеспечению энергопитания — как основного, так и резервного. Спрос на стойки с подведенной мощностью в 5кВт, которая была привычной несколько лет назад, снижается, в прошлом году наиболее распространенными были запросы на 8-10кВт, но зачастую заказчикам нужны и более энергонагруженные.
«Объемы данных растут, вычислений нужно все больше, инструменты на основе «искусственного интеллекта» потребляют огромное количество вычислительных мощностей»,—говорит Алексей Волков, руководитель направления систем резервирования и распределения питания компании C3 Solutions. В качестве примеров энергоемких задач Алексей также приводит стриминговые сервисы, онлайн-кинотеатры, майнинг и т.д.
Напомним про существование мультипликативного эффекта, связанного с ростом мощностей. Чем больше потребление энергии серверами, тем больше тепловыделение, а тепло необходимо отводить, что требует дополнительных энергозатрат на вентиляцию и кондиционирование.
Новая реальность требует изменения в подходах к энергопитанию ЦОДов — как основному, так и резервному. Стабильность работы оборудования в любых ЦОДах обеспечивают ИБП. Иногда к ним добавляют пул дизель-генераторов, но эти устройства опциональны. Иногда генераторы и топливо для них просто негде разместить, иногда — такое бывает чаще для серверных, чем для ЦОДов — возможностей ИБП достаточно для обеспечения требуемого уровня надежности.
«Учитывая рост рынка строительства ЦОД, спрос на их составляющие был и будет, — уверена Инесса Михалева, менеджер по работе с ключевыми клиентами Proway. — А увеличение этого показателя именно в РФ в последнее время связан с все более ощутимой потребностью компаний в строительстве своих, новых, обособленных ЦОД. Ежегодно количество новых ЦОДов стабильно возрастает в среднем на 10%. По данным опросов представителей крупных компаний РФ, примерно на 70% планируют увеличить этот показатель до 2030 года. Росстат отмечает удорожание инвестиций в телекоммуникационный сектор. Этот фактор тоже косвенно указывает на повышение спроса на ЦОД, соответственно, и его конструктивов. Всю ИТ-деятельность узаконивают, и видеть реальный прирост становится проще».
Какую роль в ЦОД играют системы бесперебойного питания
В начале 2024 года C3 Solutions совместно с международным аналитическим агентством iKS-Consulting провели исследование востребованности сервисных услуг ИБП для коммерческих и корпоративных центров обработки данных в России. Ниже - самые востребованные запросы рынка.
Рост отказов в системе электропитания:
В марте 2024 года Uptime Institute, общемировой центр экспертизы в сфере стандартов правильного проектирования, строительства и эксплуатации ЦОД, представил результаты исследования «Annual Outage Analysis 2024», в котором описал причины большинства сбоев в работе дата-центров и меры их предотвращения.
Главная причина отказов и простоев в дата-центрах — проблемы с электропитанием. В этом случае под угрозой отключения находится критически важное ИТ-оборудование, что может привести к потере важных данных. Для обеспечения надежной работы ЦОД нужно уделять повышенное внимание проектированию, монтажу и эксплуатации систем электроснабжения, а также инвестировать в резервные системы электропитания.
Основные причины отказов в ЦОДах
Более глубокий анализ, проведенный в рамках отдельного исследования
Uptime Institute «Global Data Center Survey 2023», выявил, что самыми распространенными причинами
перебоев в работе электросетей являются отказы источников бесперебойного питания.
Ответы респондентов доказывают, что в большинстве случаев (40%) именно сбой в работе ИБП становится
основной причиной отключения электричества. Правильным решением станет регулярное техническое
обслуживание, которое устранит основные причины нарушения работы ИБП – выход из строя вентиляторов,
конденсаторов и АКБ.
СТАЛКИВАЛАСЬ ЛИ ВАША ОРГАНИЗАЦИЯ С СЕРЬЕЗНЫМИ ПЕРЕБОЯМИ В ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА (N = 393)? ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВЫ ИХ НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ? ВЫБЕРИТЕ НЕ БОЛЕЕ ТРЕХ ВАРИАНТОВ (N = 113)
Источник: Uptime Institute Data Center Resiliency Survey, 2023
Рост потребности в сервисе вендоров:
Один из главных вопросов исследования касался экспертизы в техническом обслуживании ИБП.
Участников спросили, кто должен обладать навыками и компетенциями для сервисной
поддержки оборудования. Мнение варьировалось между компаниями, осуществляющими ПНР,
независимыми организациями, вендорами решений и собственными специалистами заказчика.
По мнению большинства (69%) респондентов, именно производитель оборудования обладает
наилучшей экспертизой для его технического обслуживания. Следовательно, можно говорить
о растущей потребности в профессиональных сервисных услугах, которые позволяют
обеспечить максимально эффективную работу и продлить срок службы ИБП.
КТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОБЛАДАЕТ НАИЛУЧШЕЙ ЭКСПЕРТИЗОЙ
ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИБП?
Источник: совместное исследование C3 Solutions и iKS-Consulting
Риски при отсутствии профессионального обслуживания ИБП
Финансовые и репутационные потери при выходе из строя ИБП и отсутствии должного резервирования.
Увеличение затрат на замену ИБП.
Потеря важных данных при повреждении оборудования.
Импортозамещение как дополнительный драйвер
ИБП требуют обслуживания: штатной замены отработавших свой срок батарей, внепланового ремонта вышедших из строя компонент и т.д. В случае с решениями, построенными на ИБП ушедших вендоров, делать это достаточно сложно. Фирменная гарантия аннулирована, поставки запчастей приходится ждать месяцами, а специалистов по обслуживанию найти проблематично.
«До определенного времени корпоративные заказчики старались поддерживать имеющуюся инфраструктуру для обеспечения резервного питания, но это становится все дороже, а сопутствующие риски возрастают», — говорит Алексей Волков. Поэтому заказчики массово заменяют имеющиеся у них ИБП — особенно в критических узлах инфраструктуры, как в упомянутых ЦОДах — на решения российских вендоров. Вендоры готовы предоставить рынку источники бесперебойного питания в достаточном количестве, причем в разных модификациях.
Насколько российскими являются новые ИБП
В имеющихся условиях российские поставщики ИБП представляют продукцию, произведённую на компонентной базе дружественного Китая. Однако, всю полноту ответственности за эти устройства берут на себя российские компании: начиная с выбора модельного ряда (который может быть не только OEM, но и ODM или IDM) и заканчивая поставками, консультированием и, главное, обеспечением сервисного обслуживания.
Сейчас заказчики ИБП очень требовательны к уровню КПД, тут борьба идет за каждые полпроцента этого параметра — это вполне логично, так как в масштабах ЦОДа это обеспечивает существенную экономию.
«Недавно было нормально достижение значения в 94%, сейчас заказчики желают 95,5-96%, — рассказывает Алексей. — Мы можем обеспечить 96%».
Для мощных ИБП, которые востребованы для ЦОДов и серверных, вендоры получают отдельно шасси устройств и отдельно — силовые и батарейные блоки. Комплектацию готовых устройств перед отправкой заказчику, которую проводят уже на территории РФ, можно рассматривать как крупноузловую сборку. За качество комплектующих можно быть спокойным, говорит эксперт — решения для компаний из РФ производят на тех же индустриальных площадках, что и для глобальных вендоров, а компетенция российских инженеров достаточна как для проектирования решений, так и для последующего обслуживания установленных систем.
«Полное изготовление ИБП в нашей стране почти нереально, — отмечает Инесса Михалева. — Для этого нужно отстроить целую отрасль промышленности, чтобы отечественные производители смогли выйти на полное изготовление такого рода оборудования "с нуля". Пока, к сожалению, намного проще и дешевле приобрести китайский ИБП, либо заключить договор на изготовление партии продукции на их территории по моделям OEM или ODM. Сейчас этот вариант доступнее, так как там возведены целые города с множеством заводов на любой сегмент. Но, судя по трендам, шансы на значительные успехи в этом направлении есть. По остальному – покажет время и геополитическая ситуация».
Единственная сложность, которую эксперт выделяет отдельно, это изменения в поставках. По ее словам, сейчас получить какие-либо запчасти на импортное оборудование иностранных производителей сложно, а многие такие поставки невозможны в принципе. И, кроме того, некоторые сервисные компании перестали обслуживать гарантийные случаи.
«В итоге компаниям приходится искать новых поставщиков, какие-то альтернативные решения, адаптировать системы и технологии, — объясняет Инесса Михалева. — С другой стороны, это хорошенько встряхнуло наш рынок и отношения с нашими друзьями с востока. Такая стимуляция обязательно должна сказаться на новых решениях и разработках. Будем надеяться, что со временем импортозамещение в нашей стране будет не только на бумаге, но и в реальной жизни. Но для этого единовременно должны работать совместно и бизнес, и наука, и государство. Это очень глобальные задачи».
Нетехнические факторы для выбора ИБП
Корпоративные заказчики традиционно настороженно относятся к новым вендорам, но в данном случае процессы привыкания к новым брендам идут существенно быстрее из-за особенностей ситуации. Заказчикам более важны нетехнические детали взаимодействия с поставщиком, чем параметры самого оборудования — последние хорошо известны.
«Существенного разрыва в технической части источников бесперебойного питания от разных поставщиков, работающих на корпоративном рынке, сегодня уже нет, — отмечает Алексей Волков. — Все определяет запросы заказчика — сроки поставок, размеры устройств, уровень резервирования: кто-то строит систему параметрами Tier II, кто-то уже Tier III».
Заказчикам нужна фирменная поддержка, которая оперативно бы откликалась на их запросы.
«Мы можем предоставить желаемое российским компаниям, — говорит Алексей. — Методы организации известны, мы создали развитую партнерскую сеть, охватывающую все регионы РФ, а также переняли профильные «лучшие практики» у глобальных компаний».
Требуемый SLA обеспечивают наличием штата сертифицированных инженеров, с хранением запчастей либо на складах вендора, либо у сервисного партнера, либо на территории заказчика. Также есть возможность предоставлять подменные устройства на время ремонта или обслуживания основных, напоминает эксперт.
Товары, доступные по каналам «параллельного импорта», не пользуются популярностью в сегменте ИБП для корпоративного сектора — у них уже нет фирменного сервиса на должном уровне. По этой же причине сложности у китайских вендоров: они не спешат инвестировать в развитие партнёрской и сервисной сети на российской территории, поэтому у них сервисов еще нет.
Инесса Михалева отмечает, что сегодня на рынке есть сборщики, позиционирующие себя «производителями РФ». Однако в большинстве случаев в таких ситуациях речь идет только о сборке готового решения, комплектующие которого были поставлены другими производителями. На данный момент отечественным компаниям уже необходимо думать о стопроцентной локализации, уверена эксперт.
«Тем более не стоит забывать, что сейчас в стране на первый план выходит вопрос нехватки высококвалифицированных ИТ-кадров, — подчеркивает Инесса Михалева. — Сейчас уже остро ощущается недостаток профессионалов в области разработки и производства ИБП. Хорошие проекты есть и это радует, но процесс полного перехода на российские разработки, повторюсь, требует много времени и достаточно больших затрат. Также хотелось бы в будущем иметь уверенность и в наличии доступных комплектующих на складах вендора для оперативной замены и качественного сервиса от квалифицированных специалистов. Такой комплекс поддержки проекта как раз и предлагает C3 Solutions. Заказчикам вендора доступен большой перечень ЗИП и расходных материалов на складах компании по всей стране, а также через широкую сеть сервисных партнеров».
ИБП: технические тренды
Развитие ИБП также определяют, разумеется, технические тренды, связанные с развитием компонентной базы. Например, становятся популярны литий-ионные батареи.
«В прошлом году один запрос литий-ионные батареи приходился на 25-30 запросов по решениям на стандартных свинцово-кислотных батареях, а сейчас это соотношение уже 1 к 5», — говорит Алексей.
Пока «литий» оказывается дороже «свинца» на 30-35%. Однако, стоит помнить о ТСО. Для «лития» обещают до 2000 циклов заряда-разряда, в то время как у традиционных батарей этот параметр гораздо ниже — порядка 300. Производители литий-ионных батарей говорят о сроке службы в 25 лет, а традиционные прослужат 7-8 лет. Это, конечно, впечатляет, но есть нюансы. Во-первых, заявления о четвертьвековом сроке службы литий-ионных батарей пока не подтверждены практикой. Во-вторых, говоря об ИБП, следует помнить про ограничения на управляющую электронику, элементная база которой рассчитана на срок службы в десять лет — то есть в 2-2,5 раз меньше — и как поступать в таких условиях с устройством, пока непонятно.
Однако, в новых батареях есть и очевидные преимущества, способствующие снижению ТСО. Например, литий-ионные батареи менее критичны к температурному режиму в помещении, а свинцово-кислотным батареям для штатной работы нужно обеспечивать температуру в 23-25 градусов.
Что дальше?
Развитие сегмента продолжается. Вендоры расширяют модельные ряды, совершенствуют электронные компоненты — например, электроника быстрее и точнее начинает реагировать на изменение параметров работы ИБП и окружающей среды, — работают с партнёрскими сетями, наращивают экспертизу.
Локальное производство ИБП создавать можно, но это нерентабельно по очевидным экономическим причинам. Упомянутая выше схема с OEM/ODM является оптимальной. Она позволяет создавать кастомные решения, спрос на которые в сегменте ЦОДов достаточно широк.
«Практически в каждом крупном ЦОДе есть специальные требования, но они связаны не с силовыми характеристиками: или габариты нужны специфические, или схема отводов с тепла. Например, заказчики просят системы с выдувом вверх, — говорит Алексей. — У C3 Solutions есть собственное производство, которое работает с металлом, поэтому многое можем сделать «по месту» — например, двери с ламелями, направляющие воздушный поток в нужную сторону, которые создаем для серверных шкафов, но можем сделать и для ИБП».
Развитие сегмента ИБП продолжается, так как требования к стабильности работы инфраструктуры становятся все жестче — это обеспечивает непрерывность бизнес-процессов — равно как и к оптимизации затрат на оборудование и его эксплуатацию. Российские вендоры поставляют оборудование для инженерной инфраструктуры ЦОДов и готовы предоставить экспертизу и дополнительные сервисы интеграторам, которые выполняют проектирование дата-центра, монтажные работы и обеспечивают техподдержку площадок.
«Что касается компонентов для ИБП, здесь все очень нестабильно, — напоминает Инесса Михалева. — У нас строится не так много ЦОД, чтобы обеспечить крупные заводы стабильными и масштабными заказами на несколько лет вперед. Малое количество заказов и неполная локализация производства оборудования приводят к увеличению цен на устройства, при этом, как часто бывает, сомнительного качества. Также существенным барьером является дефицит квалифицированных кадров в этой отрасли. Тем не менее, государство заинтересовано в разработках такого оборудования. Для развития этой сферы создаются всевозможные коалиции с партнерами из дружественных стран, согласовываются различные программы для бизнеса. Поэтому в скором будущем мы сможем производить ИБП, достойные мирового рынка».
Инесса Михалева подчеркивает, что на многих конференциях и форумах сегодня часто говорят о том, что необходимо разрабатывать, развивать собственные технологии, чтобы сделать нашу продукцию конкурентоспособной. Но нельзя забывать о том, что в других странах производство ИБП уже отработано и налажено на протяжении многих лет, существуют определенные мировые стандарты. При определенных условиях, считает эксперт, вполне реально реализовать подобное в нашей стране на аналогичном уровне. Однако на данный момент эти перспективы слишком долгосрочные. В обозримом будущем будут преобладать продажи ИБП китайского производства.
Продукты
Онлайн источники бесперебойного питания для ИТ-оборудования
Предназначены для поддержания бесперебойной работы ИТ-оборудования в ЦОД, серверных комнатах,
вычислительных узлах и на рабочих местах в организации в момент отключения электричества.
Решение позволяет минимизировать риски простоя и защитить критически важные системы в любых условиях эксплуатации.